Природа Африки География Африки Животные Африки Люди Африки

 

Древние рисунки на холмах Англии

 

Фигуры на поверхности земли, или геоглифы, в холмистой части Англии создаются уже более 3000 лет. Сегодня их насчитывается 56. Большая часть рисунков находится в меловых низменностях южной части страны. Здесь изображены великаны, кони, кресты и военные знаки отличия. Преимущественно изображения создавались в течение последних 300 лет, хотя несколько рисунков намного старше. Вероятно, наиболее известный из них — великолепная Уффингтонская белая лошадь в графстве Берк. Недавно была проведена повторная датировка, и анализ показал, что фигура древнее, чем предполагалось ранее. Она появилась задолго до создания Римской империи и даже ранее железного века. Еще более дискуссионными являются Серн-Аббасский исполин (графство Дорсет) и загадочный Длинный человек из Уилмингтона (графство Сассекс). С какой целью создавались эти загадочные фигуры? Кто их нарисовал? И как древние образцы сохранились на протяжении нескольких тысяч лет?

Метод создания фигур очень прост: верхний слой дерна аккуратно удаляли, обнажая лежащий под ним слой белого мела, вскоре на месте рисунка снова вырастала трава, но ее регулярно прорывали или соскабливали. Причем этим, должно быть, занималась довольно большая группа людей. Вероятно, большая часть фигур на холмах не сохранилась вследствие того, что исчезла традиция заботиться о них: люди прекращали вырывать траву, чтобы открыть меловую линию. Кроме того, за сотни лет линии иногда видоизменялись, поскольку очистка не всегда проводилась строго на одном и том же месте, а в результате изменялись очертания первоначального геоглифа. Тот факт, что некоторые древние изображения на холмах Англии просуществовали до наших дней, свидетельствует о силе и преемственности местных традиций и верований на протяжении колоссального периода — по крайней мере одного тысячелетия.

Самым древним и самым известным рисунком является Уффингтонская белая лошадь, в 1,5 мили к югу от городка Уффингтон, в низинах графства Берк. Это уникальное схематическое изображение лошади с длинной гладкой спиной, тонкими прорисованными ногами, с хвостом, напоминающим расходящиеся лучи, и головой с похожим на птичий клюв носом. Прекрасное создание словно тает на фоне красивейшего пейзажа доисторических мест. Лошадь начертана на степном эскарпе, неподалеку от городища, где находился Уффингтонский замок, под тропой неолитического периода Риджвей в окружении курганов эпохи неолита и бронзового века. Она расположена всего в одной миле от длинного камерного кургана Кузница Вейленда, неподалеку от захоронений бронзового века Семь курганов Ламбурна. Рисунок очень сложно заметить с близкого расстояния, однако, как и большинство геоглифов, он отлично виден с воздуха: в ясный день изображение видно с высоты 18 миль. Впрочем, некоторые участки Долины белой лошади (место, на котором расположено загадочное изображение и в честь которого оно названо) впечатляют не меньше.

Первые документальные упоминания об Уффингтонской лошади датируются 70 гг. XI в. В грамотах расположенного наподалеку аббатства Абингтон говорилось о «холме белой лошади». Вскоре после этого, в 1190 г., появилось и первое описание самой лошади. Впрочем, считается, что рисунки значительно древнее. Поскольку Уффингтонская белая лошадь напоминает схематические изображения лошадей на кельтских монетах I в. до н. э., было выдвинуто предположение, что и создание рисунка приходится на этот период. В 1995 г. Оксфордский отдел археологии, используя метод оптически стимулированной люминесценции (ОСЛ), провел экспертизу почвенных осадков двух нижних слоев тела лошади, в результате чего было установлено время создания лошади — 1400—600 гг. до н. э. Иными словами, она датируется поздним бронзовым или ранним железным веком, что натолкнуло исследователей на мысль о том, что подобным образом жители расположенного по соседству Уффингтонского городища помечали свои земли — это был отличительный знак, или символ, племени.

Альтернативной может показаться версия о том, что рисунок создавался для религиозных ритуалов. Есть мнение, что это изображение кельтской богини Эпоны, которая почиталась как покровительница лошадей, а также ассоциировалась с плодородием. Культ Эпоны был привезен из Галлии (древнее название Франции), вероятно, в I в. до н. э., и возможно, это первые упоминания о богине лошадей. Впрочем, Уффингтонская лошадь была создана по крайней мере на шесть столетий раньше. Животное имело большое ритуальное и экономическое значение в бронзовом и железном веке, о чем свидетельствуют археологические находки — украшения, монеты и другие металлические предметы. Вероятно, рисунки олицетворяли исконно британскую богиню лошадей Рианнон.

В древней уэльской мифологии она описывается как прекрасная женщина в золотых одеждах, путешествующая верхом на белой лошади. Кроме того, лошадь могла быть связана с другим культом — Белинос, «сияющего», кельтского бога Солнца, который обычно ассоциируется с лошадьми. Солнечные колесницы бронзового и железного века (в мифологии символом солнца является колесница) обычно изображались с упряжкой лошадей, как например, на предметах XIV в. из Трундхольм в Дании. Если кельтская культура распространилась на территорию Британии в конце бронзового века, как это принято считать сегодня, тогда белая лошадь может быть символом кельтской богини лошадей.

Согласно еще одной версии, на огромном рисунке изображена не лошадь, а дракон. В легенде, связанной с холмом Дракона — невысокой насыпью природного происхождения с плоской вершиной, в долине несколько ниже того места, где нарисована белая лошадь, говорится, что «лошадь» — это изображение мифического дракона, убитого на том холме святым Георгием. Кровь погибающего дракона, по преданию, пролилась на холм Дракона, обнажив земную поверхность. На этом месте стал виден глубокий след из белого мела, на котором по сей день не растет трава. Возможно, связь святого Георгия с белой лошадью — это обрывочные воспоминания о странных доисторических ритуалах, которые совершались на холме Дракона около 3000 лет назад. Вплоть до конца XIX в. изображение белой лошади обновляли каждый год в середине лета, во время двухдневной сельской ярмарки, на которой происходили традиционные игры и гулянья. Сегодня очистка травы сопровождается празднованием. Ответственность за сбережение памятника взяло на себя общество «Английское наследие». Последний раз линии наводились 24 июня 2000 г.

Еще одна — красная лошадь из Тисо когда-то располагалась в Эджгилле, чуть выше деревни Нижний Тисо в графстве Варвикшир. К сожалению, многие участки, на которых представители этой необычной культуры изображали лошадей, в 1800 г. были перепаханы. Об истории создания красной лошади известно мало. Впервые она упоминается в 1607 г. в книге британского собирателя древностей и историка Уильяма Кэмдена-Британика. В XVII в. британский путешественник Селия Феинес описал лошадь, которую видел, проезжая по этим землям: «Ее называют долиной Эшум, или красной лошади, из-за красной лошади, нарисованной на ее холмах. Вся земля здесь кажется красной, и лошадь похожа на ту, что нарисована в Долине белой лошади». С 60-х годов XX в. началось изучение красной лошади.

В результате наземных наблюдений, аэрофотосъемки и изучения материалов местных архивов, удалось установить, что существовало не менее шести различных лошадей. В настоящее время ученые пришли к общему заключению, что изображение красной лошади из Тисо, или великой лошади, было высечено в англо-саксонские времена около 600 г., и возможно, она олицетворяла сакского бога войны Тюр, от имени которого якобы происходит и название деревни Тисо — оно также лежит в основе слова «четверг» (Tuesday — Tiw's day).

Источник: gidtravel.com