Природа Африки География Африки Животные Африки Люди Африки

 

Новое лицо британских школ

 

 Британские частные школы последние несколько лет переживают пору обновления. Под влиянием новых представлений о качестве академической подготовки и комфорте они ломают многовековые устои, строят новые здания и идут на специальные меры ради улучшения своих позиций в рейтингах. Отчасти все эти действия вызваны борьбой за кошельки иностранцев, для которых понятие «британская школа» до сих пор является знаком качества. Правительство Тони Блэра не устает твердить о важности перемен в сфере образования. Премьер-министр даже был замечен в повторении на ленинский манер: «Образование, образование и еще раз образование». Почему это происходит и какие выгоды можно извлечь из этих процессов?
    В старой доброй Англии традиции, как известно, были превыше всего. Поэтому порядки в частных школах (на родине их называют более обтекаемо — Independent Schools) не менялись веками. От выбора школы во многом зависела карьера и вся дальнейшая жизнь ребенка. Мужчины даже в пожилом возрасте носили old school tie — галстук с фирменными цветами школы, по которому определялись «свои» (особенно это было принято в кругах военных и дипломатов). Один только цвет галстука мог сделать больше, чем способности и трудолюбие, приведя в действие механизм протекции в отношении однокашника. 
    Выбирать школы было не принято. К рейтингам относились с пренебрежением, с каким относятся к пустым советам. Отец чаще всего отдавал сына туда, где учился сам. 
    Строгости воспитания и простота общежитий почитались за благо. Розги считались отличным средством воспитания. Еще какие-то пять-десять лет назад во многих частных британских школах стояли железные кровати времен Второй мировой и ученики жили по 5-15 человек в одной комнате, с удобствами в конце коридора. Невозмутимые папы воспринимали столь спартанские условия нормально: сами они воспитывались в таких же, а что было хорошо отцу никогда не повредит сыну. Школьные здания, построенные в прошлом веке, практически не перестраивались и не ремонтировались. 
    Самыми престижными считались школы с раздельным обучением. Школы только для мальчиков или только для девочек неизменно занимали верхние строчки рейтингов. Считалось, что присутствие девочек отвлекает от учебы мальчиков, и наоборот. 
    Кризис назревал постепенно. Репутация известных школ уже не гарантировала поступление в лучшие вузы, поскольку не всегда подкреплялась должными знаниями. Бытовой комфорт мог удовлетворить только человека из прошлого пятидесятилетия. Хорошие учителя уходили, потому что им мало платили. Случались даже учительские забастовки. Иностранцы были напуганы слухами о неотапливаемых даже зимой учебных корпусах и общежитиях и скупо выделяемых порциях еды, поддерживающих бренное существование школьников ровно настолько, чтобы они не падали в голодные обмороки. 
    Между тем плата за обучение медленно, но верно повышалась (на 3-5% в год). В какой-то момент она стала уже не по плечу большинству англичан, поскольку фактически сравнялась с годовым доходом менеджера среднего звена. Приток новых учеников уменьшился, многие школы разорились. Все больше родителей стали выбирать либо дневную форму обучения (она дешевле, чем традиционный пансион), либо вообще государственную школу неподалеку (Grammar School). 
    Владельцы и управляющие школ поняли, что надо что-то менять. В результате начали с самого больного места — с общежитий. За последние два-три года практически в каждой школе появились свежепостроенные корпуса общежитий с одноместными комнатами для учеников 16-18 лет (так называемых Sixth Form), новые спортивные залы и бассейны. Разумеется, во всех новых корпусах есть центральное отопление и удобства в комнатах. Строительные леса вокруг школьных корпусов вдруг стали приметой времени, а хэдмастеры (директора) школ особенно сочно произносят сумму (три-семь миллионов фунтов стерлингов), в которую обошлись школе новые здания. 
    Более удобные общежития стали и козырем для привлечения детей из-за рубежа. За счет них сегодня выживают многие школы. Например, газета Independent подсчитала, что одних только русских детей в английских школах около четырех тысяч (около 20% от общего числа иностранцев), то есть всего в школах учится порядка 20 тыс. иностранцев. Естественно, их родители хотят дать своим чадам как можно больше комфорта за те бешеные деньги, что уплачены за обучение. Недовольство условиями быта выражали и образовательные агентства, которым аскетизм общежитий обходился в сотни потерянных клиентов. 
    Кроме строительства, школы стали проводить мероприятия, нацеленные специально на улучшение своего положения в рейтингах. Дело в том, что родители, которые в состоянии оплатить обучение детей в частной школе, изменили свой подход к выбору школы. Они смотрят не только на регалии школы и список именитых выпускников, но и на ее место в свежих таблицах (см. табл. 1 и 2). Раньше папа без разговоров вез ребенка в ту школу, которая и его когда-то «сделала человеком». Теперь он сидит над таблицами в The Times или The Independent и размышляет, какая школа даст его сыну или дочери больше шансов получить высший балл (ААА) на экзаменах A-level. 
    В борьбе за лучшие места в рейтингах школы всеми силами пытаются заполучить учеников с неординарными способностями. Можно даже говорить о негласной специализации некоторых школ. Например, в лондонской Dulwich College нам с гордостью говорили, что пять местных школьников выступают в составе National Youth Orchestra Великобритании. В Bradfield College очень активно развивают спорт, команда школы по футболу в этом году вышла в четвертьфинал национального первенства. Соответственно, если ваш ребенок уже занимается музыкой или спортом, вы можете сыграть на этом, ведь для одаренных учеников выделяются стипендии, порой на 50-100% покрывающие стоимость обучения. Разумеется, кроме спортивных и музыкальных ценятся таланты в области наук. Этим нужно воспользоваться! 
    Сегодня все больше сторонников приобретают школы смешанного типа (где учатся мальчики и девочки). Англичане признали, что это более естественный подход к воспитанию, позволяющий научиться с детства правильно строить отношения с противоположным полом. Некоторые школы стали «общими» по экономическим соображениям. Соответственно, многие бывшие колледжи для мальчиков сейчас принимают и девочек — либо только в старшие классы, либо даже на весь период обучения. Мальчики из таких школ не так теряются при виде юных дам, а те не страдают булимией, что случается с ученицами женских колледжей на почве чрезмерного увлечения учебой. 
    Розги тоже остались в славном прошлом. После их официальной отмены в 1981 году практикуются менее строгие наказания. Провинившихся оставляют на 3 часа после уроков или просят прийти заниматься в субботу. Если ученик замечен в том, что писал на парте, просят вымыть все парты. И т.д. Но за серьезные проступки — например, за курение на территории школы и во время занятий — все так же выгоняют без промедления. 
    Отметим, что сегодня в Великобритании все громче звучат голоса, требующие изменить подход к составлению рейтингов школ. Как известно, существующие сейчас рейтинги различных изданий базируются на результатах отчетности о том, какие оценки ученики школ получили на экзаменах GSCE и A-level. При этом тот факт, что многие школы из числа лучших принимают только одаренных детей (поэтому их и называют selectives), в расчет не берется. Соответственно, рейтинги не отражают динамики роста достижений ребенка и того, есть ли она вообще. Сами понимаете, если вы отобрали 100 лучших в округе детей, само собой, их результаты на экзаменах будут лучше результатов 100 детей из соседней школы, собранных в одном классе просто по географическому признаку. И еще большой вопрос, чей вклад в этом случае весомее — учителей или детей, которые и без всякой педагогики обладают недюжинными способностями. Родители же хотят знать, насколько велика заслуга той или иной школы в том, что у ее учеников такие высокие достижения. 
    Словом, до идеального состояния многим британским школам еще далеко. Учителя все еще получают мало, и их социальный статус трудно назвать привлекательным. Кое-где нарушается принцип ограниченного представительства иностранцев (обычно квота составляет около 5% от общего числа учеников) и особенно баланс представленных национальностей. Да и новые корпуса построили не везде. Так что доверяйте, но проверяйте. Прежде чем отправить своего ребенка учиться, обязательно посетите три-пять школ, которые вы выбрали по буклетам и рейтинговым таблицам. Которые — для вашего удобства — мы здесь же и публикуем.

Источник: 2uk.ru