Природа Африки География Африки Животные Африки Люди Африки

 

В чешских высоких школах иностранцев любят, как родных

 

 

Российский студент в чешском вузе - явление пока не слишком частое. Но интерес россиян к чешскому образованию явно растет - и не без причин. Во-первых, многие россияне сейчас уезжают в Чехию, иногда на время, поработать, а чаще насовсем, и их дети, естественно, учатся в чешских школах, гимназиях, университетах. Молодые люди едут в Чехию и специально - учиться: чешское образование хорошо котируется в мире, при этом с этого года с иностранцев, как и с чехов, за учебу денег не берут. Да и ассимилироваться россиянину в Чехии все же проще, чем, например, в Германии, где образование тоже бесплатно.

Время жить и время выживать

Есть в истории чешского образования замечательные даты. В 1348 году в Праге король чешский и император священной римской империи Карл IV основал первый в Центральной Европе университет, и поныне носящий его имя. В университете были теологический факультет (долго остававшийся крупнейшим в мире), а также юридический, медицинский, гуманитарных и математических наук. В 1573 году был учрежден университет в Оломоуце. Первая техническая школа в Центральной Европе, открытая в 1717 году, выросла в крупнейший чешский технический университет. В XIX веке появляются Технический университет в Брно, Академия изящных искусств и Академия прикладного искусства и архитектуры в Праге.

Чешская культура и чешское образование были традиционно частью общеевропейской культуры, причем передовой частью. Это не случайно - развитие техники, земледелия, животноводства, лесного хозяйства требовало квалифицированных специалистов, и чешская система образования всех уровней успешно справлялась с этой задачей.

В нашем веке образованию в Чехии было нанесено несколько жестоких ударов. После окупации фашистской Германией все университеты были закрыты. Короткий период между освобождением от фашизма в мае 1945 года и коммунистическим путчем в феврале 1948 года был коротким и не мог быть слишком успешным. Сталинско-бериевская "хирургия" не пощадила образование: оно должно было строиться под диктовку "первой страны социализма". На практике это означало монополию государства на образование, однотипность образования (один тип школы, общие учебные планы), приспособление гуманитарных наук (прежде всего истории) к целям коммунистической идеологии. Активно внедрялись мифы: об одинаковых способностях во всех социальных группах населения, о высоком качестве советской системы образования. Цель же была одна: создать стандартного человека, социалистического гражданина, "совка".

Сорок лет чешское образование было насильно отторгнуто от европейского. После бархатной революции Чехия принимает срочные меры: школа деполитизируется и либерализируется, открываются 6-8-летние гимназии (в восьмилетнюю, например, принимают после пятого класса основной школы), появляются частные и церковные учебные заведения, сроки получения среднего образования увеличиваются до 13 лет.

Большую роль в "возвращении Чехии в Европу" сыграла организация по экономическому сотрудничеству и развитию, (OECD), в 1992 году подготовившая отчет о высшем образовании в стране. В 1995 году Чехия стала полноправным членом этой организации.

Чехия присоединилась к Международным нормам классификации образования (ISCED), и все уровни образования оценивает в соответствии с этими нормами.

С прошлого года действует новое Положение об условиях нострификации аттестатов, выданных заграничными учебными заведениями - в соответствии с Договором о признании документов о высшем образовании в европейском регионе, который, как известно, был принят в Лиссабоне в апреле 1997 года.

В апреле 1998 года в Чехии принят новый широкомасштабный Закон Ь 111 о высших учебных заведениях (закон вступил в силу в январе этого года). А в мае учительский журнал призвал общественность страны к дискуссии, опубликовав "Концепции образования и развития системы образования в Чешской республике". Предлагается обсудить возможность получения полного среднего образования 65-75 процентами молодых людей страны, увеличения средней продолжительности образования в 2005 году с 14,7 лет до 16,7 лет (до уровня Европейского Союза), управления школами на принципах, принятых в Европейском Союзе. Ставится задача довести финансирование высшего образования к 2002 году до 6 процентов ВНП (в 1998 году уровень финансирования составлял около 4.5 процентов. Для сравнения: в 1998 году в России на образование - и высшее, и среднее - было выделено 2 процента ВНП).

Кубики и вариативность

На сегодняшний день система образования в Чехии складывается из отдельных взаимосвязанных кубиков, удобных и логически оправданных.

В трехлетнем возрасте ребенок переступает порог детского сада (mateЮskЗ дkola), в шестилетнем - основной школы (zЗkladnТ дkola), которая бесплатна и обязательна для посещения в течение девяти лет: пять лет - первая ступень, четыре года - вторая. Вторую ступень можно закончить и в гимназии, поступив в нее после пятого или после седьмого класса (соответственно, вторая ступень - это первые четыре года восьмилетней гимназии или первые два года шестилетней). Можно поступать в гимназию и закончив вторую ступень в основной школе.

В гимназию идут те, кто способнее, кто стремится к более широкому среднему образованию и намерен учиться дальше. После девяти лет основной школы в гимназии учатся еще четыре года, заканчивая ее в 19-летнем возрасте. Эти четыре года в систему обязательного обучения не входят.

Чешская гимназия престижна, нужно выдержать конкурс. Завершается она экзаменами на, как бы сказали в России, аттестат зрелости, по-чешски maturita. Это полное среднее образование. "Матуритные" испытания предусматривают два обязательных предмета: "чешский язык и литература", "иностранный язык". Два других предмета выбирает сам студент. Ведь гимназии могут иметь гуманитарный либо естественнонаучный и математический уклон. Но в любом случае они - ступенька на пути в университет.

Но более 80 процентов выпускников основных школ устремляется в средние профессиональные школы и средние профессиональные училища, где можно раньше получить специальность. Какую именно, выпускники решают заранее с помощью родителей и специалистов-психологов, призванных дать грамотный совет при выборе профессии. Специалисты беседуют с подростками, не диктуя, не запрещая, не ограничивая их, оставляя за ними окончательное решение.

В распоряжении консультантов - региональные ориентирующие карты по выбору профессии, составленные с учетом прогнозируемой ситуации на рынке труда. Во время беседы выясняются склонности, интересы девятиклассников: какой характер деятельности им по душе (торговля, услуги, программирование, монтаж, обслуживание станков и оборудования и многое другое), какие средства труда им нравятся больше (вычислительная техника, ручные приборы и инструменты, производственные станки, и т. п.), в каком рабочем пространстве им приятнее находиться (канцелярия, мастерская, магазин, больница, касса...). Сейчас у каждого выпускника есть вполне реальная возможность подыскать подходящую профессиональную область, а по региональной ориентирующей карте выбрать конкретную специальность и конкретное учебное заведение в данном регионе. (О возможностях для российских старшеклассников продолжить образование в чешской профессиональной школе читайте в этом же номере "i", с. 7.)

Учащиеся 9-х классов уже до 1 марта должны сдать директору школы заявку с указанием того учебного заведения, в которое они собираются поступить. А в апреле они уже пишут контрольную работу в своей будущей школе.

Длительность обучения в профессиональных школах разная. Четырехлетние школы сочетают профессиональную подготовку с программой средней школы, выпускники получают среднее образование и могут либо работать по специальности, либо идти учиться дальше. Трехлетние школы завершаются испытаниями по специальности, "матуриты" они не дают. Выпускники могут при желании закончить двухлетний дополнительный курс, дающий полное среднее образование, и претендовать на университетскую скамью.

В школах и училищах со сроком обучения один-два года можно получить разнообразные рабочие профессии.

В самое последние годы получили распространение и пользуются спросом так называемые интегрированные средние школы, совмещающие преимущества средних профессиональных школ и средних профессиональных училищ.

Основные и средние школы Чехии могут быть государственными и негосударственными (частными, церковными), последние пребывают в меньшинстве.

К специальным типам средних профессиональных школ относится консерватория, где в течение 6-8 лет обучают пению, музыке, танцам, драматическому искусству. Высшего образования, в российском понимании, консерватория не дает. Его получают в университетах, которые относятся к категории "высоких" школ.

Чтобы не путаться в терминах, уточним, что институтов - как высших учебных заведений для студентов, в Чехии нет. Любое учебное заведение - дkola. Сначала основная, затем - средняя, за ней - высшая, а после нее - высокая. Высшая школа, таким образом, выше средней, но ниже высокой.

Источник: archive.travel.ru