Природа Африки География Африки Животные Африки Люди Африки

 

Храм под открытым небом

 

 

Экшн Бали

На индонезийском острове Бали туристу есть чем заняться. Сразу по прилете, еще до прохождения паспортного контроля в аэропорту Денпасара (столицы острова), вы становитесь обладателем красочной брошюры-раскладушки "ACTION BALI", из которой понимаете ясно только одно, но сразу: вас на все не хватит. И вам остается выбрать наиболее привлекательные для вас действа и разумно их скомбинировать.

Свою программу вы составляете из активного и "культурного" отдыха. Первому соответствуют: восхождение на горы, спуски по горным рекам, поездки по острову на лошадях или велосипедах, визиты в места обитания тропических зверей и птиц, а также все мыслимые виды "водного отдыха", вплоть до самого глубоководного, с аквалангом, наедине с обитателями морских глубин среди разно- цветных коралловых полей. Культурно-созерцательный отдых включает осмотр исторических и архитектурных памятников, культовых мест, посещение всемирно известных галерей местных художников, а также знакомство с уникальными драмой и танцами.

При этом независимо от индивидуальных предпочтений разноязычных туристов во всех программах негласно присутствует одно главное "действо", которое я бы назвала "любование красотами природы и наслаждение окружающим миром". Где бы турист ни был и чем бы он ни занимался, его глаза, уши, нос и все остальные части тела получают постоянный приток наиприятнейших ощущений, и он так и наполняется негой и умиротворением.

В окружающее буйство природы изящно вписаны восходящие и нисходящие террасами рисовые поля, аккуратные белостенные домики балийцев, скрытые в садах уютные гостиницы и каменные храмы местных духов и богов. Пытаясь проникнуть в источник окружающего меня благоденствия и гармонии, я изо всех сил таращила глаза, однако чувствовала, что что-то от меня ускользает. Как будто я видела только половину...

Видимое и Невидимое

В отличие от остальных индонезийцев, подавляющее большинство которых исповедует ислам, балийцы - индуисты. (Индуизма придерживается 95% населения острова.) Правда, балийский индуизм весьма своеобразен - на него очень большое влияние оказали местные доиндуистские верования. Балийцы живут одновременно в двух мирах, зримом (sekala) и незримом (niskala). В этом нет абсолютно никакой мистики, а есть только признание того, что все проявленное и случающееся в этом мире берет свое начало в невидимом мире энергий, мире, населенном духами, силами и божествами. Балийцы предпочитают находиться в дружеских отношениях с истинными хозяевами своей земли - на острове величиной восемьдесят на сто сорок километров более 20.000 храмов. Трижды в день - на рассвете, в полдень и на закате - балийцы делают подношения богам и духам, причем происходит это совсем не только в храмах: красочные корзиночки вы увидите и на берегу моря, и перед входом в ресторан или магазин, и на опасном повороте дороги. Курятся благовония перед местными "духами-хранителями" - каменными антропоморфными или зооморфными фигурками, всегда одетыми в клетчатые черно-белые саронги (мужские юбки). Иногда их можно увидеть в национальном балийском головном уборе и часто - с цветком за ухом, на местный манер. А вообще-то местным хранителем может быть даже дерево, особенное, конечно.

То, что скрыто от туриста

Балийца трудно представить себе туристом. Когда я провокации ради спросила у нашего водителя, не хочет ли он побывать где-нибудь в качестве туриста, он недоуменно пожал плечами, а потом улыбнулся и пояснил, как ребенку: "Нет, я люблю Бали". Ответ этот удовлетворил меня только много позже, когда мне чуть-чуть приоткрылась связь балийца с его островом.

Балийцы называют Бали центром земли не потому, что они островитяне и не знают другого мира, а потому, что Бали - их дом. Балийцы считают себя продолжением своего острова, выражением его незримых сил и энергий. И наоборот. Они зависят от места своего обитания так же, как оно зависит от них.

Балийцы и их остров созданы по образу и подобию друг друга, в соответствии с концепцией Три Анга (Tri Angga). Три Анга значит три составляющих, три части. Человеческое тело состоит из головы, туловища и ног. Голова считается священной частью, туловище - нейтральным, а ноги, особенно ступни, носят следы скверны.

А далее все окружение человека является его зеркальным отражением. При постройке дома "во главу" его помещают семейный храм, в средней части дома находятся жилые помещения, "в ногах" же помещаются загончики для всякой домашней живности.

Храмы состоят из трех "внутренних двориков": в головном, том, что дальше от входа, расположено главное святилище, в среднем дворике проходят основные церемонии, в то время как вся повседневная активность сосредоточена "в ногах", во дворике у самого входа.

И это не все. Каждая деревня строится по тому же трехчастному принципу. В каждой - три храма: тот, что предназначен для важнейших церемоний - "наверху", в "среднем" храме проходят обычные церемонии, например свадьбы и регулярные праздники, и наконец, третий, "храм предков", расположен вблизи местного кладбища и предназначен для проведения обрядов кремации.

Весь остров тоже делится на три части: высокую, среднюю и низкую. На горы, на землю между горами и водой и на море. Балийцы верят, что в горах живут боги и добрые духи. Самая священная из священных гор - Агунг Гугунг, вулкан, проснувшийся в 1963 году. Каждый балийский дом строится так, чтобы его "голова", то есть семейный храм, была обращена к Агунгу, и все кровати в доме ставятся так, чтобы спать головой к вулкану. Если по какой-то причине это невозможно, то спят головой к другой горе или, в крайнем случае, к востоку. Говорят, что если балийцу завязать глаза и покрутить его вокруг оси, а потом попросить указать, с какой стороны горы, он угадает безошибочно.

Балийцы не сразу поняли, что туристам безразлично, в какую сторону головой спать. Поэтому в самых "ранних" гостиницах соблюдался принцип "правильной ориентации", а в современных вы можете оказаться к вулкану прямо пятками. Как это случилось со мной. Скажу честно, давно не видела во сне ничего более абсурдного и навороченного. Не знаю, связано ли это только с вулканом, но, говорю на всякий случай, не повторите моей ошибки. А правильно сориентироваться не стоит труда - Гора Агунг видна отовсюду.

Относясь к туристам как к пришельцам из другого мира, балийцы не забывают предупреждать их о необходимости соблюдения элементарных правил поведения в храмах: не ходить в святилище с обнаженными ногами, не забираться во время церемоний выше священнослужителей под предлогом съемки "мероприятия", женщинам не заходить в храм в определенные дни. В "материнском", главном храме острова Пура Бесаких, что у подножья Агунга, я встретила и такую просьбу: не заходить в храм без надобности, то есть без желания и намерения обратиться к богам. Не знаю почему, я эту просьбу уважила. Хотя, конечно, войти в храм может каждый.

А еще во многих храмах на Бали живут разные создания, которые считаются истинными владельцами храма. Конечно, ваше дело, признавать их таковыми или нет, но на Бали рассказывают такую историю. Пещера Летучих Мышей (она же храм), которая находится по дороге на Агунг, обязана этим названием тысячам своих летучих обитателей. Пещера считается жилищем Нага Базуки - легендарного священного дракона Горы Агунг. Так вот, однажды группа голландских солдат (Индонезия была колонией Голландии) забрела зачем-то в храм. Солдаты прошли в пещеру, и там им посчастливилось своими глазами лицезреть великого Базуку. Напугавшись, они стали стрелять в Хозяина. Голландцам удалось удрать из храма, несмотря на то что разъяренные местные жители готовы были забить их камнями до смерти. Однако на этом дело не кончилось. Той же ночью яркий белый свет залил отель, где расположились голландцы, и те солдаты бесследно исчезли. Они не знали, что нельзя обижать чужих драконов на их собственной территории.

Источник: archive.travel.ru