Природа Африки География Африки Животные Африки Люди Африки

 

Автобусы на Мальте

 

 

Может быть и не стоило бы писать очередной рассказ про иноземный транспорт - мало ли, как живут там, где нас нет... Но внезапно произошедшая в этой небольшой транспортной системе революция оказалась настолько серьёзна, что об этом, пожалуй, стоит рассказать. Фактически, вся старая транспортная сеть страны в один момент была стёрта разом, как будто большим ластиком, и создана заново "с чистого листа".

Но - обо всём по порядку.

Мальтийские автобусы знамениты во всем мире. Пожалуй, это единственное место, где в превосходном состоянии, но не в музее, а в регулярной эксплуатации сохранялось такое количество разнообразных автобусов 50-х..60-х годов, преимущественно старых английских марок. И так уж получилось, что постепенно мальтийские автобусы стали одной из главных туристических достопримечательностей острова. Если войти в любую сувенирную лавку, но не меньше трети всей сувенирной продукции окажется посвящено теме "Malta Bus" - майки, кружки, полотенца, копилки, точилки... всего не перечесть. И на всём - улыбающаяся жёлтая морда.

3 июля 2011 года их не стало.

Нет, магниты, кружки и точилки всё ещё желтеют стройными рядами на сувенирных прилавках, а вот жёлтых автобусов на дорогах больше нет. Ни одного. С 3 июля 2011 года по контракту, заключенному с правительством Мальты сроком на 10 лет, на мальтийские дороги вышли сине-зеленые автобусы британской транспортной компании "Arriva".

Что же привело к такому неожиданному решению?

Во-первых, надо учитывать, что все традиционные Malta Bus были, в нашем понимании, маршрутками. Несмотря на то, что они работали под крылом единой управляющей компании "ATP", которая устанавливала тарифы, маршруты, расписания и т.д. - практически все автобусы находились в собственности у работавших на них водителей, которые подряжались на работу на том или ином маршруте. Поэтому у транспорта в целом присутствовали сугубо маршруточные особенности. Например, если в течение дня система работала достаточно надежно, то, несмотря на официальное окончание работы в 23.00 или даже в 23.30, в реальности на многих маршрутах уже после 19.00 вероятность дождаться автобуса резко стремилась к нулю, отдавая припозднившихся туристов в алчные лапы местных такси. Население частенько жаловалось на обсчёт, на постоянное "сдачи нэт" (к слову говоря, тарифы были как будто специально заточены под "сдачи нэт" - стандартный тариф составлял 0,47 Евро, на особо длинных маршрутах - 0,58 Евро, и на экспрессах - 1,16 Евро). Проездные формально как бы существовали, но тарифы на них были установлены заградительные. Например, безлимит на 1 день продавался за 3,49 Евро - это примерно 7,5 разовых билетов. Периодически возникали претензии и по техническому состоянию самих автобусов.

Во-вторых, "ATP" сидела на бюджетных дотациях, чего властям уже давно не нравилось и они очень желали, чтобы общественный транспорт у них полностью самоокупался.

Кроме того, с "ATP" так и не удалось договориться об организации проезда льготников и механизму компенсации за их проезд.

Поэтому в конце концов от услуг "ATP" было решено отказаться, и в ноябре 2010 года был заключен контракт с британской компанией "Arriva", согласно которому она должна была построить на острове транспортную сеть "с нуля": закупить новые автобусы, поставить новые остановки, придумать новую маршрутную сеть. Да-да, все маршруты тоже стали другими. Конечно, в некоторых местах они повторяют старые, просто из соображений географии и здравого смысла, но даже и в этом случае они получили новые номера.

Всего было закуплено 265 автобусов (и это взамен отставленных 508 единиц, правда здесь можно предположить, что эта потеря компенсируется сменной работой водителей).

 

Источник: http://archive.travel.ruИсточник: http://archive.travel.ru