Природа Африки География Африки Животные Африки Люди Африки

 

Искусство и культура Африки

 

Африканское искусствоАфриканское искусство – традиционное и первобытное искусство народов Африки; наскальная живопись, петроглифы, ритуальные статуи и маски, предметы прикладного и придворного искусства – преимущественно дописьменные формы искусства, соответствующие сохраняющимся здесь родоплеменным отношениям.

Искусство Африки включает разные региональные школы, охватывает несколько исторических эпох и представляет собой, тем не менее, единый исторический тип, характеризуемый целостностью стилистических признаков, мало менявшихся в веках. В силу особых географических, климатических и исторических условий в сравнении, к примеру, со стремительно развивавшимся античным искусством Греции и Рима, творчество африканских племен оставалось архаичным.

Яркое и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части — в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго. Именно здесь (бассейн рек Нигер и Конго) достигло наивысшего расцвета художественное творчество народов Африки: скульптура, живопись и архитектура. Иной характер имеет искусство народов северной полосы Судана и Восточной Африки, то есть области распространения ислама. Здесь почти отсутствует скульптура и какая бы то ни было живопись, что в значительной степени объясняется влиянием мусульманства и его запрета изображения человеческой фигуры.

Своеобразно и искусство восточной Африки. Здесь, много веков тому назад на побережье Индийского океана сложилась особая, местная, банту-индо-арабская культура. Правда, влияние ее ограничивалось преимущественно узкой полосой побережья и она не проникала в глубь материка. Культура эта связана с Ираном, Индией и средневековым арабским миром. Однако как к северной части Судана, так и на восточном побережье художественное творчество местного африканского населения нашло и свое самобытное выражение — преимущественно в народной архитектуре и в украшении домов лепным геометрическим и растительным орнаментом, который встречается также в резьбе по дереву. Итак, собственно африканское изобразительное искусство, преимущественно скульптура, — есть искусство Западной и Центральной Африки.

В результате многочисленных археологических исследований понемногу открываются нам страницы далекого прошлого африканского материка и становится ясным, что корни африканского искусства уходят далеко в глубь тысячелетий. Выясняется, что африканское искусство развивалось некогда не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в ныне безводных, лишенных всякой растительности горных массивах Сахары, которая тогда, семь-восемь тысяч лет назад, была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние — к первым векам нашей эры.

Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. Так, в горах Матопо, в Родезии, в 20-х гг. были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо и мн. др., показывающие, что все эти памятники были созданы народами высокой культуры, уже знакомыми с земледелием, — по всей вероятности, предками нынешних обитателей Родезии.

Наконец, на крайнем юге африканского материка, в Драконовых горах, и в горных районах юго-западной Африки были обнаружены многочисленные росписи и рисунки. Эти весьма реалистические и высокохудожественные изображения сначала приписывали древнейшему аборигенному населению Южной Африки —бушменам. Однако детальное изучение этих росписей показало, что не все они были сделаны бушменами. Стиль, сюжеты и весь характер изображений очень различны. Теперь очевидно, что наскальные рисунки Южной Африки относятся к разным эпохам и являются памятниками художественного творчества разных народов.

Теперь мы знаем, что на территории Африки возникали и исчезали многочисленные относительно развитые культуры раннерабовладельческих и феодальных государств. Европейские колонизаторы за время завоевания африканского материка, начавшегося еще в 16 в., безжалостно разгромили независимые государства «черной Африки», подавили или уничтожили их самобытную культуру. Однако колонизаторам не удалось полностью уничтожить народную основу местной африканской культуры и искусства.

Эта древняя, искони народная основа африканской культуры оказалась несравненно более живучей и жизнеспособной, чем не успевшая полностью развиться и вытеснить собственно народное искусство художественная культура раннефеодальных государств Африки. Наиболее полно эта культура сохранилась в 19 в. в тех областях Африки, которые в меньшей степени были вовлечены в зону той беспощадной и обескровливающей целые народы пиратской работорговли, которую в 16—18 вв. вели «цивилизованные» державы Европы.

Основные мотивы творчества

Когда человек смотрит на предметы африканское искусство, то он может увидеть, что некоторые элементы повторяются в нем снова и снова. Эти элементы представляют понятия, которые чрезвычайно важны для культуры страны; к ним относятся:
- пары
- женщина с ребенком
- мужчина с оружием или животным
- чужеземец (человек с нехарактерной внешностью)

Пары показаны как свободно стоящие фигуры приблизительно одинакового роста и комплекции. Они могут олицетворять собой предков, семейную пару, близнецов или основателей общества. Основная идея заключается в том, что двое становятся одним. Большая часть таких рисунков украшает храмы или места церемониального назначения. Интимные отношения крайне редки в африканских произведениях искусства, поскольку мужчины и женщины стараются не демонстрировать публично свою связь. Основная идея пары мужчины и женщины – сила и уважение, а не любовь.

Пара мать и ребенок может служить отражением образа матери-земли и людей, как ее детей. И все же африканские женщины очень любят детей. Сильные отношения между матерью и ребенком присутствуют в африканской культуре повсеместно.

Мужчина с оружием и животным (обычно это лошадь) служит для демонстрации уважения по отношению к ушедшим предкам. Изображения животных здесь редко делаются для того, чтобы изобразить внешнюю или внутреннюю красоту/уродство зверя.  Они призваны обозначить статус человека. Даже сегодня, обладать лошадью в Африке – это высокий статус, более высокий, чем владение автомобилем. Рисунок человека с лошадью говорит о том, что ему необходимо оказывать великое почтение. Иногда люди изображаются рядом с мифическими животными. Цель такого изображение – показать могущество человека, оседлавшего зверя, и его богатство.

Женщины получают значимость посредством своих детей, а мужчина – через оружие. Тот, кто идет сражаться должен иметь физическую, эмоциональную и духовную энергию, чтобы выжить и завоевать. По этой причине во многих африканских рисунках встречается культ человека с оружием.

В Африке чужеземец – это некто из другого племени или страны. Ему обычно не рады, так, он символизирует неудачу. Белые незнакомцы могут, кроме всего прочего, демонстрировать уважение, которое африканцы испытывают к их оружию и мощи.

К сожалению, большинство символов африканской культуры так просто не расшифровывается. Для этого необходимо глубинное познание местной культуры и осознание наследия всего континента.

Музыка Африки

В африканской музыке различают два крупных пласта — музыка Северной Африки, представленная, прежде всего берберо-арабской музыкальной культурой, и музыка народов, живущих южнее Сахары. В свою очередь в музыкальной культуре народов Тропической Африке выделяется ряд самостоятельных ветвей, в т. ч. бушмено- готтентотская, эфиопо- сомалийская, восточно- африканская, центрально- африканская, нилотская, кушитская и другие Африканская музыка не была зафиксирована графически, вплоть до недавнего времени. Она оставалась бесписьменной, что затрудняет её изучение. Своими корнями африканская музыка уходит в глубокую древность. Свидетельство тому — наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, музыкальных инструментов (например, обнаруженное в гробнице в Саккаре наскальное изображение слепого арфиста, относящееся приблизительно к 18 веку до н. э.). Сохранились словесные тексты древне- египетских песнопений.

С проникновением в Африку, арабов и исламизацией африканских народов. Особое развитие получили различные виды религиозной музыки, прежде всего речитация (скандированный речитатив) корана и адана (призыв к молитве), стали популярными некоторые арабские музыкальные инструменты, широко распространилась арабская классическая музыка, такие её жанры, как нуба (вокально-инструментальный), касыда, мувашшах (вокальный), таксим (инструментальный) и др. В ряде стран Тропической Африки музыка представляет собой своеобразный сплав, в котором африканские элементы превалируют над арабскими. В свою очередь африканская музыкальная культура оказала влияние на арабскую. Так, у арабских народов появились музыкальные инструменты Тропической Африки, в том числе гонг.